Хочу поделиться своим опытом по восстановлению после операции на позвоночнике по удалению межпозвонковой грыжи.
Сразу хочу предупредить, что все мною написанное не является уникальной методикой, а лишь мой СОБСТВЕННЫЙ путь, мои пробы, удачи и ошибки. Я постаралась не злоупотреблять медицинскими терминами, поскольку писала для товарищей по несчастью. Приношу извинения за подробное описание физических немощей, просто операция у всех проходит по-разному, в сравнении с соседкой по палате я восстанавливалась не ах.
Больница
Операция была проведена 20.07.12  в нейрохирургическом отделении Елизаветинской больницы. В больницу я поступила по скорой с болью в спине, волочащейся правой ногой и полным непониманием, что происходит. Операцию не планировала. Я даже не знала, что являюсь «обладательницей» грыжи L4-5.
Сама операция длилась чуть больше двух часов. Через сутки после операции, т. е. в субботу вечером  нейрохирург разрешил вставать. Для этого надо было подтащить свое тело к  левому борту кровати, перевернуться одновременно всем телом со спины на правый бок (делала рывком, собрав все силы, цепляясь за правый край кровати), затем перевернуться на живот и не повредив левую руку с катетером в локтевом сгибе, встать на четвереньки. Последние пункты — перевернуться и встать, удавались не всегда.  С кровати сползала, пятясь, опуская первой здоровую ногу. Лечь — все проделать в обратном порядке.  А в воскресенье утром я захлебывалась слезами от боли. Я ждала капельницы как избавления. На ночь тоже кололи обезболивающее. Болями мучилась где-то пять дней, дальше стало терпимо.
Выписалась домой 31.07.12. Привезли домой на скорой в положении лежа, сидеть нельзя было два месяца после операции.
Из рекомендаций нейрохирурга: не сидеть 2 месяца, при ходьбе пользоваться корсетом (тоже  до 2х месяцев), бассейн и сауна через 2 месяца после операции плюс медикаментозная  восстановительная терапия, ограничения в подъеме тяжестей  1 год.
Быт
Оказавшись дома, поняла, что носить корсет придется не только при прогулках. У меня две кошки и котенок, животинки все время норовили высказать свою заинтересованность и участие, скользя под ногами. Я, пару раз споткнувшись о питомца, стала при перемещении по квартире одевать корсет. Чему я научилась за первые две недели дома? Первое — надевать носки  в положении лежа, второе — лежа на спине, уверенно перемещать нижнюю половину тела, иногда приподнимая таз руками,  третье — надевать спортивные брюки опять же в положении лежа, четвертое — самостоятельно после душа надевать нижнее белье в положении стоя, используя всякие дополнительные хитрые приспособления. В конце августа я научилась самостоятельно покидать ванну после душа, обуваться при помощи ложечки для обуви, уверенно спускаться и подниматься по лестнице, опираясь на перила (живу на втором этаже). Очень тяжело было выйти до продуктового магазина за молоком, просто банально страшно находиться среди людей, сразу становилось душно, испарина выступала на теле, я очень боялась, что меня толкнут.
Совет всем, кто вытаскивает себя из болезни, встает на ноги — радоваться всему, чему научились, хвалить себя за это. Забудьте, что Вы все это умели раньше, теперь новый отсчет времени. Не надо оплакивать себя, это неконструктивно. Не надо грызть домашних, что они не понимают Ваших страданий. Старайтесь по мере сил участвовать в жизни и быте семьи. Человеку позитивному и благодарному хочется помочь, а от того, кто себя оплакивает и упивается своей болячкой, беспомощностью, хочется убежать. Выбор есть всегда.
Ходьба и другие физические нагрузки.
В больнице дважды приходила врач ЛФК. Показала простенькие упражнения, выполняемые лежа. Настаивала, что упражнения для стопы надо делать минимум два раза в день, чтобы улучшить микроциркуляцию крови. Нейрохирург не уставал говорить, « надо расхаживаться». При  выписке из больницы мне была выдана памятка с рекомендациями, набором упражнений лечебной физкультуры. Каюсь, текст пробежала глазами по диагонали. Памятка рекомендовала ходить по 5км обязательно, цитирую: «Ваша конечная цель – 5 километров ежедневно». Изучая сайты в интернете, посвященные заболеваниям позвоночника, вычитала, что самая полезная и физиологичная нагрузка для позвоночника — это ходьба. Взяла себе на заметку.
В первый же день дома я  пошла на родительское собрание по поводу детского спортивного лагеря. Там я и встретила Татьяну Петрову, инструктора по скандинавской ходьбе. Она предложила заниматься. Я настроена была скептически, но решила попробовать. Первый выход первого августа. Я вся скрученная-перекошенная  после операции (смещение в тазовой области и наклон туловища вправо), просто неземная красота в корсете,  передвигалась мелкими шажками. Таня провела инструктаж, я кивала. Попытка идти — и оп, не получилось! Ошибка — палки для ходьбы, я в кроссовках, а руку рефлекторно выкинула вперед, как при технике лыжных ходов. Как всегда, чего-то не хватает, август — ни лыж, ни снега. Пришлось менять специализацию. Для меня, неуверенно-прямостоящей, палки были подспорьем и опорой, добавляли веры в собственные силы. Когда я уставала, я выставляла вперед руки и повисала на темляках. Правая нога норовила шлепать (нарушение нервной проводимости из-за грыжи, синдром «шлепающая стопа»), дополнительный контроль, принуждение к выполнению переката пятка-носок.. С удивлением обнаружила, что с палками могу двигаться  больше, а устаю при этом меньше. Конечно, из-за прооперированной поясницы правильной техники ходьбы не было, корсет тоже амплитуде не способствовал. Но все равно это был прорыв! Парк, озера, общение и движение! Хотя, каюсь, я очень себя стеснялась, своей немощи и кривобокости. Еще в июне я бегала по этим дорожкам — а сейчас ползу, опираясь на палки. Народ, с которым пересекалась во время утренних пробежек, смотрел на меня с жалостью. Это злило. Помощь пришла неожиданно. Таня вытаскивала меня ходить почти каждый день, помимо ходьбы выполняла со мной, учитывая мои ограничения, суставную гимнастику. Дома я старалась делать упражнения лечебной физкультуры и обязательно ходила на четвереньках. И вот мои первые пять километров -16.08, через 27 дней после операции. Похвасталась домочадцам. В ответ меня укорили, что я неправильно поняла памятку по восстановлению. Прочла еще раз.… Оказалось, что » через 4-6 недель после операции нужно проходить километр в день, а в дальнейшем увеличивать дистанцию на1 км в неделю. Конечная цель —  пять километров ежедневно (эту дистанцию можно разбивать на 2 прогулки)». Больше людская жалость меня не беспокоила. Я гордилась тем, что могу ходить больше и лучше, чем прогнозировала медицина. Отрицательные моменты — перекос не уходил. Я пыталась замирать, приняв максимально прямое положение перед зеркалом, этакая статическая гимнастика. Я подкладывала стельку в правую кроссовку, пыталась по-особому застегнуть корсет, чтобы лишить туловище возможности наклоняться вправо, удлиняла правую палку и еще воз всяких ухищрений. Как итог — рваная обувь, стертый до крови корсетом бок, а  я, как и прежде далека от идеала.
Личные подвиги — очень хотелось выйти, выехать за пределы Гатчины. Сидеть нельзя, стоя далеко не уедешь. Решила- 09.09 еду на дачу в Белогорку. На электричке я добралась станции Сиверская, а дальше бодрым шагом, интригуя бабулек и собак, в Белогорку. Ура! Попытка расширения пространства удалось!
Через семь недель после операции я рискнула пойти в бассейн. Страшно было спускаться по лестнице. Я молилась, чтоб не поскользнуться. Вспомнила слова врача-ортопеда: « Самое здоровое плавание — на спине и без рук». Большую часть времени я так и плаваю. Кролем на груди плавать было тяжко из-за невольных скручиваний в поясничной области, неправильного дыхания. И опять пришлось учиться- вытягивать тело в воде, не прогибаться, дышать на две стороны. После бассейна я обязательно одевала корсет.
Было ошибкой в середине октября экспериментировать с бодифлексом. Я выбрала упражнения, которые, как мне казалось тогда, по силам. Два дня я пыталась работать над собой. Без фанатизма, просто очень хотелось развития. Итог- боль, усталость, отвращение к нагрузкам. Отказалась от этого вида физической активности. Позже обнаружила, что занятия бодифлексом  разрешены только через год после операции на позвоночнике. В итоге из физических нагрузок в расчете на неделю у меня остались- 2-3 раза занятия в бассейне,  2-3 тренировки по скандинавской ходьбе и немного упражнений дома. Если же самочувствие не позволяет, то совершенно бесстыдно отменяю тренировку.
Сауну я опробовала только в конце сентября, после того, как научилась сидеть, что оказалось совсем непросто. Позвоночник просто отвык выполнять такую работу. Болел копчик. Хочу сказать, что я до сих пор я не могу сидеть на мягком, просто некомфортно, устаю. А сауна-это хорошо!
Медицина и фармакопея
После выписки из больницы я пропила курс «Нейромультивита», принимаю «Артру», мои домашние помогли мне, выполняя мне массаж правой ноги, используя «Никофлекс». Если по какой-либо причине усиливались болевые ощущения, позволяла себе обезболивающее. Пыталась применять препарат «Сирдалут», по пол таблетки на ночь в дни, когда боль особенно беспокоила. Неудачное решение — боль отступала, я хорошо спала, но на следующий день управлять своим телом было сложновато, так как препарат расслабляет все мышцы Меня очень беспокоил перекос, я надеялась, что плавание улучшит состояние. Но чуда не случилось. Пока…Пока мне  не порекомендовали специалиста по остеопатии и массажу. Через две процедуры  кости таза встали на место, массажист сняла спазм с мышц спины, и я выровнялась. С утратой перекоса перестал ныть тазобедренный сустав. Правда, по рекомендации доктора на время лечения пришлось уменьшить нагрузки, но ведь и физкультура, и массаж служили одной цели — выздоровление.
Итог
Как я себя сейчас чувствую? Хорошо! Но думаю, что возможно еще лучше. Я участвовала в празднике «Северная Хризантема», одолела четыре километра за 32 минуты 37 секунд. Но не время главное, главное, что я обрела уверенность в себе, в своем теле, испытала радость, что я МОГУ! В ноге еще сохраняется онемение, но теперь я знаю, как мерзнут ноги.  Раньше я не чувствовала, что ногам холодно. Больше шансов уберечь себя от переохлаждения. Спина практически не беспокоит, но сохраняется некая неэластичность, что ли. Работать есть над чем. Не фанатично и исступленно, а вдумчиво, поступательно, используя помощь врачей, друзей, любуясь собой, радуясь себе.
Полезные вещи
Не пренебрегайте советами нейрохирурга и обязательно пользуйтесь корсетом после операции, он убережет вас от нечаянных резких и неосторожных движений, и как следствие, от лишней боли. Я столкнулась с дамой, которая бравировала тем, что совсем не пользовалась корсетом. А в итоге- новая грыжа, операция, а на месте старой операции спаечный процесс.  Советую всем, кто заботится о своем здоровье, использовать для сна ортопедический матрас. Проверено на себе. Жесткое спальное место не дает облегчения позвоночнику, мягкое и подавно. При поездках в автомобиле я пользуюсь специальной ортопедической подушкой, подкладывая ее под поясницу. Очень хорошо для массажа использовать  бальзам Дикуля. Рекомендую ознакомиться с работой Качесова В. А.  «Основы интенсивной
реабилитации. Травма позвоночника и спинного мозга.» Качесову принадлежат слова: « Если врач не знает, как восстановить функцию при наличии анатомического субстрата, то это еще не означает фатальности исхода. В лечении других заболеваний, где этот врач добивается успехов, он, безусловно, компетентен. Таким образом, высказывания о фатальности исхода еще не означает сам исход, — это лишь признание врачом своей некомпетентности именно в этом вопросе.»  Другими словами, если Вам не смог помочь Ваш доктор, поищите другого, выход есть, Вы можете помочь себе. Здоровья всем!