3 сентября приглашаю на выездную тренировку в Гатчину. Пятнадцать километров по парку и по городу. Да-да. Нам придётся идти по городу. Новая политика администрации Гатчинского Музея Заповедника(ГМЗ) не позволит нам пройти хорошо знакомый маршрут «ЧЕТЫРЕ ПАРКА И ДВЕ РЕЧКИ». Слишком много заборов у нас на пути, а Зверинские ворота навсегда закрыты на замок. Я придумала новый маршрут. Первые десять километров мы пройдём по паркам, а последние пять по городу.

Фото Г. Богданова.

Хочу напомнить, что ещё до того, как центрами дачной жизни стали Сиверская и Вырица, Гатчина была популярным местом отдыха у петербуржцев. Вот читаем: «Гатчина уже несколько десятков лет как служит убежищем для многих петербуржцев на время так называемого «дачного сезона». Несмотря на это, она ещё до сих пор не получила должной оценки в смысле близкого к столице «лона природы». В самом деле, ещё каждому памятно то время, когда петербуржцу, не располагающему значительным достатком, но нуждающемуся для поправления здоровья в перемене климата, рекомендовалась Гатчина, как не только пригодная для жизни местность, но и обладающая врачующимися и целебными свойствами. Многие из столичных врачей авторитетно упрочили за ней такую славу…» И ещё: «Известный врач, лейб-медик Сергей Петрович Боткин считал, что Гатчина обладает всеми качествами курорта: высота над морем – 35 футов, чистый воздух, отличная вода, обширные парки. «Боткин усердно советовал петербуржцам жить в Гатчине и, по крайней мере, проводить там большую часть года, избегая сырого, болотистого и шумного Петербурга.» Архитектор Александр Николаевич Бенуа, композитор Милий Алексеевич Балакирев, поэты Николай Некрасов, Игорь Северянин, Константин Фофанов, писатель Александр Иванович Куприн вот далеко не полный список Гатчинский дачников.

Гатчина 1790-е гг.

В середине маршрута нас ждёт сюрприз: мы побываем в арт-пространстве «Ингербург» и увидим «Макет Гатчины времён цесаревича Павла Петровича, 1790-е гг» созданный при участии Александра Сёмочкина. Макет призван показать исторические виды Гатчины в период её становления, и ныне утраченные архитектурно-парковые композиции.