Здравствуйте, дорогие единомышленники, любители скандинавской ходьбы!

Блуждая по просторам интернета я нашла один трактат, который меня заинтересовал.
И мне очень захотелось с Вами поделиться информацией, содержащейся в этом труде.
Конечно, я предлагаю свое видение и прочтение трактата, в том числе исключив часть информации, которая по моему мнению не совсем соответствует нашей тематике полезности скандинавской или нордической ходьбы в «мирском» понятии. Трактат этот называется он «Достоинства медитации при ходьбе» Саядо У Силананда. И посвящен он в основном правилам медитации. Однако, по моему мнению, косвенно он открывает для нас важный аспект скандинавской ходьбы, который чаще всего остается «за кадром».
Итак, начинаю:
Существуют сведения, что ещё в давние времена монахи и монахини, для достижения различных форм пробуждения использовали медитацию при ходьбе. Некоторые из монахов обнаружили, что их особым образом тянет к медитации при ходьбе, поскольку они находят её более простой и естественной, нежели медитацию сидя. Когда они садятся, то чувствуют себя слишком вялыми или напряжёнными, или же легко отвлекаются. Их ум не успокаивается. В лесной медитационной традиции северо-восточного Таиланда ставят на неё особое ударение.

Монахи тратят на ходьбу много часов, чтобы развить сосредоточение. Иногда десять или пятнадцать часов в день!
Сам Будда говорил о пяти преимуществах медитации при ходьбе. Если брать их в том порядке, в каком они рассмотрены в суттах, то получится так:
она развивает выносливость — Лесные монахи и до сих пор странствуют. Это называется «тудонг». Они берут чашу, одеяния, и скитаются в поисках уединённых мест для медитации. В качестве подготовки перед путешествием они постоянно наращивают количество медитации при ходьбе, чтобы развить, в том числе, и физическую подготовку и выносливость. Они увеличивают количество такой медитации до пяти или шести часов в день. Если вы идёте в среднем со скоростью в четыре или пять километров в час и выполняете пять часов медитации ходьбы в день, то набирается определённое число пройденных километров;
она хороша для «старания» — Ходьба может быть хорошим упражнением и способом развития ума. Но для того, чтобы получить такие выгоды, требуется привнести в процесс ходьбы осознанность, вместо того, чтобы просто идти и позволить уму блуждать в мыслях и иных вещах;
она хороша для здоровья — «ну, тут без комментариев…»;
она хороша для переваривания пищи — После приёма пищи кровь приливает к желудку и происходит её отток от мозга. Поэтому ощущается сонливость. Лесные монахи подчёркивают, что после приёма пищи следует несколько часов практиковать медитацию при ходьбе, поскольку хождение вперёд и назад способствует пищеварению. Это полезно для всех — когда вы плотно пообедали, то, вместо того, чтобы пойти поспать, лучше часок позанимайтесь ходьбой. Это поможет физическому здоровью и даёт шанс развить ум;

— достигаемое в медитации при ходьбе сосредоточение (умиротворение, просветление, успокоение) держится в течение длительного времени — Когда мы ходим, то получаем множество сенсорной информации. Мы получаем зрительную информацию, а также получаем информацию при движении тела (внутренние — изменения в положении тела, состоянии мышц и суставов, состоянии сердечно-сосудистой системы), информацию об окружающих нас запахах, движениях ветра, звуках и т.д. Поэтому если мы сможем сосредоточить ум в процессе ходьбы и получения всей этой сенсорной информации, то тогда, когда мы сменим эту позу на более простую (например сидение), сосредоточение будет легче удерживать. Поэтому ходьба и медитация при ходьбе может помочь развить силу и ясность ума и сосредоточение. Ходьба и медитация при ходьбе — это способ упростить то, что мы делаем, когда мы делаем это. Мы утверждаем ум в «здесь и сейчас», начиная с того, что мы идём, когда идём. Мы упрощаем всё, успокаиваем ум простым познаванием возникновения и исчезновения ощущений.

С какой скоростью вы идёте?
Монахи советуют идти естественно, не слишком быстро, не слишком медленно. Если вы идёте быстро, то можете поймать себя на том, что вам очень трудно сосредоточиться на ощущении возникающих и угасающих чувств. Возможно, вам нужно немного замедлиться. С другой стороны, некоторым людям, быть может, лучше ускориться. У каждого по-разному. Вам нужно найти для себя свой темп, который подходил бы именно вам. Вначале вы можете ходить медленно, а постепенно перейти к естественному темпу ходьбы.
По мере нашего поддержания осознанности на ощущениях и чувствах в подошвах стоп или на дыхании, вы заметите, что ум стал меньше отвлекаться. Ум будет всё меньше и меньше склоняться к внешним вещам, происходящим вокруг вас. Вы станете спокойнее. Вы захотите, чтобы движения прекратились. Остановитесь, встаньте, позвольте уму пережить это состояние умиротворения и покоя. Это называется «пассадхи» — один из факторов просветления. Когда ум успокоился, то благодаря этому успокоению возникнет ощущение радости, восторга и блаженства. Будда говорил, что блаженство успокоения — величайшее счастье. Этот покой можно пережить в этой самой жизни. Развив в формальном контексте практику медитации при ходьбе, далее, когда мы ходим в повседневной жизни, идём в магазин, из комнаты в комнату, или даже в ванную — мы можем использовать это активное движение в качестве медитации и успокоения. Мы можем быть осознанными просто к тому, что идём, просто быть с этим процессом. Наш ум может стать и спокойным. Таков способ развития сосредоточения и успокоения в повседневной жизни. Сосредоточение и успокоение идут рука об руку вместе с осознанностью. Вместе с факторами усердия, восторгом и невозмутимостью, они называются буддийскими монахами «семью факторами просветления».

Ходьба помогает нам видеть окружающий мир таким, какой он есть. Исследование Дхаммы (дхамма-вичая) подтвердило, что один из факторов просветления — вид созерцания учений и законов природы, который можно осуществлять по мере ходьбы.

Это не означает, что вы просто ходите и размышляете над некими древними вещами. Это постоянное рассмотрение и созерцание окружающего мира. Например, можно созерцать непостоянство, наблюдая процесс изменения и видя, как всякая вещь подвержена перемене. Жизнь — это просто текучий процесс возникновения и угасания, и всякий обусловленный опыт подчиняется этому закону природы. Созерцая эту Истину, вы видите характеристики существования. Вы видите, что все в мире и жизни подвержено постоянным изменениям.

В лесной традиции, когда учитель медитации приезжает в монастырь, чуть ли не первое, куда он направляется — это проверить монашеские дорожки для медитации, чтобы увидеть, сколько на них следов. Если дорожки хорошо протоптаны, то это считается признаком хорошего монастыря.

Пусть и ваша дорожка будет хорошо протоптана. Успехов Вам в совершенствовании скандинавской ходьбы и достижении все новых и новых ступеней своего совершенствования.

С Уважением, Екатерина Каширская,
тренер-инструктор ONWF клуба скандинавской ходьбы «Пойдем Ходить!!»