Приглашаю посетить форт Ино 13 июля, в субботу.

Приглашаю на тренировку нордиков 13 июля , в субботу. Посетим фортификационные сооружения форта Ино, из тех, что найдём, а затем выйдем на берег Финского залива.

Старое фотоФорт Ино (Николаевский) — одно из основных фортификационных сооружений, который должен был защищать Санкт-Петербург с моря и суши (в составе Кронштадской позиции Морской крепости Петра Великого).
Форт начал строиться в 1909 году для защиты входа в Финский залив совместно с морскими батареями Красная Горка, Серая Лошадь и фортами Кронштадта. Он проектировался с учетом самых современных достижений российской инженерной мысли и носил ряд основных черт так называемого «Русского форта» выдающегося фортификатора К. И. Величко. Существенным отличием проекта форта «Ино» от классического форта К. И. Величко было наличие крупнокалиберной артиллерии (собственно, с этой целью он и строился). Причем орудия калибра 305 мм применялись в береговых укреплениях впервые.
В форту было две береговые батареи на четыре 152-мм пушки Канэ (на флангах), батарея на восемь 254-мм орудий и батарея на восемь 279-мм гаубиц, которые стреляли на 15-18 км. Вокруг орудий был целый подземный городок, покрытый двухметровым слоем бетона, рассчитанный на попадание крупнокалиберных снарядов корабельной артиллерии. Там были снарядные погреба, казармы, железная дорога для доставки снарядов к орудиям, командные и наблюдательный пункты. Позиции были прикрыты 3-метровым бетонным бруствером. Форт был окружен стрелковым валом с бетонными опорными пунктами и приспособлен для круговой обороны.
Башенная батарея 305мм орудий-югКроме строительства батарей и оборонительных сооружений, проектом предусматривалось возведение построек для проживания гарнизона форта в мирное время и гавани, ограниченной двумя молами — восточным и юго-западным. Гавань оборудовалась тремя подъемными кранами: двумя грузоподъемностью по 1 т и одним — 32 т. Предусматривалось строительство железнодорожной ветки протяженностью 3 км, проложенной по юго-западному молу и далее вдоль всех батарей.
В 1912 году в форту начали строить две четырёхорудийные батареи 305-мм орудий — башенную и открытую. Башенная представляла собой бетонное сооружение с двумя двухорудийными башнями. Внутри — казематы, орудийные погреба, казармы, подземная железная дорога, по которой на вагонетках возили снаряды, электрический подъемник. Было устроено пароводяное отопление. К 1916 году обе батареи были боеготовы. Вокруг были устроены бетонированные траншеи с укрытиями для пушек и пехоты, соединенные с башенной батареей подземными потернами.
К началу Первой мировой войны гарнизон укомплектовали по штатам военного времени. Артиллеристов стало 2000 человек, столько же пехоты, более 500 других военнослужащих (минеры, саперы, казаки и т. д.) и ополченцев. В январе 1917 г. гарнизон состоял уже из 5500 человек. Однако октябрьский переворот, развал армии, мобилизации практически лишили форт гарнизона. Комендант Кронштадтской крепости К. М. Артамонов в донесении Военному руководителю обороны Петрограда А. В. Шварцу 24 апреля 1918 г. писал, что вся крепость имеет только 150 боеспособных защитников.
14 мая 1918 года башенные батареи форта Ино подорваны личным составом, а сам форт захвачен финнами. По условиям Тартуского договора, финны обязаны были уничтожить все укрепления форта Ино.
Взорванный в 1918 г. форт, как укрепление не привлекал в дальнейшем внимание ни финских, ни после 1940 г. советских военных инженеров. Вероятно, в первое время финны пытались использовать какие-то объекты форта и восстановить батарею у деревни Пумала, т.к. осенью 1918 г. форт и батарея были обстреляны из орудий главного калибра Красной Горки.
После подрыва не уцелела ни одна батарея. Характер разрушений везде примерно одинаков: обрушенные перекрытия, внутренние стены и перегородки, заваленные обломками казематы, отколотые и отброшенные взрывами блоки и огромные куски бетона. Но эти разрушения не настолько велики, чтобы нельзя было проникнуть внутрь подземного сооружения. Среди местных жителей даже ходят разговоры, что после Великой Отечественной войны, когда на этой территории стали размещаться воинские части, кое-где завалили входы в сооружения, в т.ч. и взрывным способом. Возможно, это и делалось, чтобы уберечь любопытных, в основном детей, от соблазна заниматься раскопками в развалинах.
Мы попробуем пройти по территории форта, осмотрев то, что встретим на своём пути.
Километраж 10-15 км и зависит от наших сил и желания.
Сбор в Зеленогорске, как всегда, возле выхода с перрона по прибытии электрички из СПб с Финляндского вокзала, отправлением в 09:09 (Зеленогорск), прибытием в 10:03. Далее направляемся на автобусе 213 (социальный) или маршрутке в быв. военный городок (35 руб. –при проезде на маршрутке) – остановка 21 км.
С собой термос, нордпаёк, вода, купальники, дождевики, фонарики и летнее настроение.
Занятие платное: новички — 200 рублей , волкеры — 100 руб., прокат палок 50 рублей.
проводит инструктор Татьяна Савинкова, моб. тел. для связи: +7 965 0325044.
Сообщайте о своем участии и не забывайте сообщать о необходимости прокатных палок (50руб).

бетонированные траншеи