Немного истории:

Новый Валаам

Новый Валаам – православный монастырь в финской Карелии, в центре «треугольника» Варкаус – Куопио – Йоэнсуу. Каждый год более ста пятидесяти тысяч человек приезжает сюда, чтобы пройти по усыпанным хвоей лесным тропинкам, услышать звон колоколов деревянной церкви Преображения Господня, отстоять службу в белокаменном Спасо-Преображенском храме.

В Новом Валааме, кроме электричества, вы не отыщете ни единого признака того, что на дворе третье тысячелетие: первозданная природа, тишина, покой… Но этот мирный уголок хранит в себе трагедию православия ХХ века – века чудовищной жестокости и безверия.

Исход из Старого Валаама
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь основан, по многим данным, в XII веке на острове, расположенном посреди Ладожского озера. В результате октябрьского переворота 1917 года Валаам остался на территории Финляндии. К концу 1930-х годов монашеская братия была малочисленной. Монастырь приходил в упадок. Он не раз подвергался бомбардировкам и обстрелам: «зимняя» война 1939–1940 годов мишеней не выбирала.

На пустеющей территории общины были размещены финские войска. Не станем скрывать: Валаам обстреливала русская артиллерия. И когда стало ясно, что обитель у истории не отмолить, из монастыря начался исход. 4 февраля 1940 года в путь тронулись двести пять монахов, послушников и наемных работников.

Эвакуация… В ХХ веке это страшное слово звучало часто, однако сегодня немногие в состоянии понять глубину душевных страданий людей, сорванных с места. Переезд – это всегда потери. Но как своими руками разорить обитель, которая исстари несла Северу православие?! Монахи Валаама смогли взять с собой лишь самое ценное: часть Гроба Господня (в настоящее время он, как и другие святыни, хранится в Музее православной церкви Финляндии в г. Куопио), гробницу преподобных Сергия и Германа, намоленные иконы, древнейшие из которых относятся к XV веку, иконостас и кое-что из церковной утвари.

Не забыли и Валаамские колокола, и архив, и около 20 тысяч томов из монастырской библиотеки. (В монастыре сегодня осталось лишь пять тысяч книг, остальные хранятся в библиотеке Славянского фонда университета Хельсинки – известной всему миру Slavica.)

…Сборы окончены. Колокол Валаама пробил двенадцать раз, и обитель опустела. Горький путь исхода, сопровождаемый лишениями, перенесли не все: еще до первой остановки в селе Каннокоски погибла десятая часть братии. В Каннокоски монахов разместили в пяти школах – в классах с грубо сколоченными нарами. В одном устроили церковь, где и проводили службы перед алтарем, увезенным с Валаама.

Изгнанники надеялись, что война закончится и они смогут вернуться в родные места. Но мечты не сбылись. В 1941 году часть монахов во главе с игуменом Маврикием вернулась на Валаам и застала разоренную обитель. Вскоре игумен Маврикий умер и был похоронен у алтаря Никольского собора. Последний монах покинул Валаам 19 августа 1941 года.

На новом месте: знамение и труды
Поселившись в школе Каннокоски, монахи стали искать место для обители, где смогли бы снова зажечь свечу православной веры. И такое место нашлось.
По законам Финляндии тех лет православная церковь наряду с лютеранской была второй государственной церковью. Это значит, что государство помогало церкви: выплачивало жалованье священникам и вело обучение духовных лиц. Поэтому весной 1940 года президент Каллио поинтересовался у представлявшего монастырь отца Исаакия о нуждах обители и предложил купить усадьбу Паппиниеми в Хяйнавеси.

Поместье имело более трехсот гектаров земли, пашню и постройки, но пригодно ли оно для иноческой жизни? Сомнения исчезли, когда при осмотре построек в одной из комнат вдруг обнаружили икону преподобных валаамских чудотворцев – Сергия и Германа. Каким образом православная икона попала в поместье лютеран, остается загадкой и поныне, но монахи увидели в этом знамение. Выбор был сделан – место Новому Валааму найдено.

Для покупки усадьбы Паппиниеми была еще одна веская причина. Местность Хяйнавеси напомнила братии Валаам: здесь и живописное озеро, и старые ельники, и скалы… Словом, почти как «дома».
Школьный класс не мог вместить всех молящихся, поэтому прежде всего принялись устраивать церковь. Ее разместили в одном из сараев. Утвари и иконам нашлось место на самодельном иконостасе – и службы начались. Для хозяйства купили шесть лошадей, несколько коров. Жизнь постепенно стала налаживаться.

Так был основан Новый Валаам. Осенью 1943 года, когда карельские территории вновь отошли к Советскому Союзу, к изгнанникам Валаама присоединились шесть иноков Трифоново-Печенгского монастыря, а в 1954-м – девять монахов Коневецкого монастыря, что на Ладоге. С собой они принесли древнюю чудотворную икону Коневецкой (Голубицкой) Божьей Матери. Сейчас эта икона занимает почетное место в иконостасе Спасо-Преображенского храма Нового Валаама.

Но обитель, нашедшая приют на чужбине, едва не была погублена из-за внутрицерковных распрей. Монастырь пустел. Дошло до того, что в начале 1970-х годов богослужение в храме вел единственный монах – отец Симфариан. Казалось, конец общины неминуем. Что же помогло Новому Валааму выстоять?

Запустение и возрождение
Чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться к тому моменту, с чего все началось. Переворот 1917 года вверг русское православие в пучину бедствий. Финская православная церковь перешла в подчинение к Константинопольскому патриарху. Была введена грегорианская система летосчисления. Старый Валаам, в то время находившийся на территории Финляндии, должен был с 1924 года перейти на новый стиль.

Однако часть братии Валаамского и Коневецкого монастырей не приняла новый календарь, и этот раскол едва не стал для обители роковым. Разделение продолжалось и на Новом Валааме. «Обедать сходились вместе, а Богу молились врозь на две группы, по старому стилю и по новому. Продолжали молиться на два фронта до 1945 года», — писал в воспоминаниях игумен Нестор.

Противоречия сохранились и после войны. В 1946 году монастырь снова перешел под юрисдикцию Русской православной церкви и службы стали вести по старому (юлианскому) календарю. А еще через десять лет, после полного восстановления отношений между Русской и Финской православными церквами, обитель на Новом Валааме оказалась в составе Финской Церкви. Наиболее ревностные старцы вернулись в Россию. Свои дни они окончили в Псково-Печерском монастыре.

Вспоминали ли участники этих споров евангельское пророчество, гласящее: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то»? Между тем монахи-изгнанники старели и умирали, пополнения не было, некому было не только вести сельскохозяйственные работы, но и петь в церкви во время богослужений. В 1950-е годы стало очевидно, что обитель приходит в запустение.

Но во второй половине 1970-х годов в монастырь пришли финны. Они были молоды и исповедали православие. Богослужения стали вести на финском языке, а в истории Нового Валаама открылась новая страница. Насельники энергично взялись за возрождение монастыря – и потекли пожертвования от верующих и от государства. Прежде всего решили возвести храм. По традиции его назвали Спасо-Преображенским. Проект выполнил финский архитектор русского происхождения Иван Кудрявцев. Не случайно храм, освященный в 1977 году, когда отмечалось 800-летие православия Финляндии, напоминает церкви Пскова и Новгорода XIV–XV веков!

httpv://youtu.be/9tbNmEA6lRQ

Звонницу оснастили двенадцатью колоколами, вывезенными с Валаама. Остальные колокола, спасенные монахами во время войны, звучат в других храмах Финляндии. Этот звон и сегодня будит паломников и туристов сквозь тройное остекление окон монастырской гостиницы.

В 1984 году в возрасте 111 лет умер последний изгнанник Валаама. Говорят, что смерть его была светла и пребывание в возрожденной обители было последней радостью.

Миссия Нового Валаама
Историки сходятся во мнении, что именно монастыри стали первыми хранителями культуры и помогли человечеству пронести свет знаний сквозь тьму столетий. Еще в Средние века монашеские общины занимались просвещением и образованием мирян.

Случайно или нет, но Новый Валаам оказался преемником монастырей средневековья: свою миссию здесь видят прежде всего в распространении православия и обучении основам православной культуры. Об успешности этой миссии можно судить хотя бы по тому, что в лютеранской Финляндии ежегодно прибавляется до шестисот совершеннолетних православных верующих. Причин тому несколько.

В мире всего две светские православные Академии – в Греции и на Новом Валааме. В Академии читают лекции по православной религии и культуре, хоровому пению, экологии и медицине, церковной архитектуре и литературе. В среднем курс занимает три–пять дней. Академию ежегодно посещают три тысячи человек. Здесь же существует и школа иконописи.

Похоже, как раз студент иконописной школы и работал над этой иконой…

Посетители монастыря могут пользоваться библиотекой и архивом общины. Библиотека Нового Валаама живет в едином с монастырем ритме. Ее стены украшены картинами, вывезенными со Старого Валаама, а в витринах выставлены манускрипты и старинные реликвии. Ново-Валаамское книгохранилище – это храм знаний, с особой атмосферой вечности, которой вовсе не помеха превосходное техническое оснащение: компьютеры, копировальные аппараты, современный каталог.

Надо сказать, что Ново-Валаамский монастырь ведет и издательскую деятельность. Выпускаемые обителью книги на английском и финском языках можно приобрести в монастырской лавке.
В Центр консервации и реставрации икон, построенный и оснащенный правительством Финляндии, посетители не допускаются. Для реставрации святынь, написанных на дереве и холсте, используется новейшая аппаратура.

Такой кропотливый труд, конечно же, не под силу одним только насельникам Нового Валаама. Удивительным образом в наше атеистическое время обитель собрала вокруг себя людей с самыми разными взглядами, она напоминает скорее православный культурный центр, нежели монастырь. Сюда приезжают поработать добровольцы. Некоторые юноши, не желающие идти в армию, проходят альтернативную службу именно здесь, в служении монастырю.

Путь паломника
Современный паломник, посещающий Ново-Валаамский монастырь, чаще всего обычный турист. Поэтому средства для поддержания обители Новый Валаам зарабатывает, принимая гостей. В любое время года сюда приезжают юные и пожилые, в одиночку и с семьями. Расстояния (от Хельсинки – 365 км, от Куопио — 100 км, от Йоэнсуу – 65 км) стали легко преодолимыми, тем более что по пути есть чем полюбоваться: леса, поля и озера, приветливые деревеньки и хутора.

Туристические бюро предлагают разнообразные туры с посещением Нового Валаам. В тур обычно входит однодневное пребывание в монастыре, но для тех, кто хочет задержаться, есть комфортабельная монастырская гостиница и общежитие для гостей. (Правила для постояльцев нестрогие: вас попросят не курить в гостинице и не опаздывать на обед и ужин.) Лучшее время для поездки в монастырь — конец зимы или начало весны, когда дни становятся светлее, а снег синеет и увядает под лучами солнца.

На богослужениях могут присутствовать все желающие. Верующие молятся стоя, а для прихожан, которым по состоянию здоровья трудно отстаивать службы, предусмотрены скамьи. К причастию допускаются только православные.
А вот обедом в трапезной монастыря угощают всех. В небольшой лавочке турист найдет оригинальные сувениры и приготовленное монахами вино.

И даже если вы приехали лишь на несколько часов, вам предложат интересную экскурсию, рассказывающую о прошлом и настоящем обители.»       Источник:   www.stopinfin.ru/archive/71/862/

«Линтула — История забытого монастыря

ПРАВОСЛАВИЕ в Финляндии имеет многовековые традиции. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения страны — приверженцы евангелической лютеранской церкви, православная вера также была довольно распространенной, особенно на юге и востоке Финляндии. Южная часть Карельского перешейка, где до и после 1917 г. проживало много русских, была разделена на несколько православных приходов, здесь имелось несколько церквей — в Куоккала (Репино), Келломяки (Комарово), Терийоки, Райвола (Рощино). Был здесь и женский монастырь — он находился в местечке Линтула (сейчас здесь находится совхоз «Огоньки»). Полное название монастыря — Линтульский Свято-Троицкий монастырь.

Историю и судьбу монастыря можно назвать типичной — до 1939 года он жил обычной, хотя и не всегда легкой жизнью, затем эвакуация вглубь Финляндии со веем населением Карельского перешейка, обустройство на новом месте и полное забвение в России. История ушла вместе с людьми, она бережно сохраняется на новом месте, а на старом — мало теперь кто знает о существовании рядом с нашим городом этого монастыря.

Линтула — Lintula…

Линтульский монастырь был открыт в 1895 году по решению Святейшего Синода на земле, пожертвованной тайным советником Федором Петровичем Нероновым и его женой. Первые обитательницы монастыря — две монахини и пять послушниц — прибыли из Мокшанского Казанского монастыря (Пензенская губерния). До 1905 г. монастырь именовался общиной. 4 июня 1895 года Митрополит Антоний освятил церковь в честь Святой Троицы. Церковь была маленькая, первый этаж сложен из гранитных камней, второй — деревянный. 18 сентября 1911 г. была освящена новая церковь — во имя Св. Равноапостольного Князя Владимира и Св. Мученицы Софии.

Монастырю принадлежало 148 гектаров полевой и лесной земли и дача «Мир» в семи километрах от Линтулы (в ней в 1905 году была устроена так называемая «Здравница» для лечения инвалидов войны).

Линтула — небольшой монастырь. Так, в 1914 году в нем было всего шесть монахинь и восемь послушниц, ежегодно примерно 40-50 человек прибывали сюда на богомолье. Условия жизни были очень суровыми. От монахинь требовались большая воля и трудолюбие, чтобы превратить эту необжитую землю в свою обитель. В отчете монастыря за 1907 год содержатся сведения о небольшом хозяйстве Линтулы: «Особых промыслов на землях, озерах и реках, приносящих прибыль монастырю, нет, и земля в Линтуле обрабатывается хозяйственным способом исключительно для себя, а на продажу ничего не поступает. Для производства полевых и других хозяйственных работ содержатся конный двор с достаточным инвентарем, имеются некоторые сельскохозяйственные машины. Для содержания молочного скота устроена ферма — каменное здание, крытое железной крышей, на 100 коров. Заведена сапожная мастерская в малых размерах, где работы производятся сестрами для своего употребления». В 1914 г. настоятельница монастыря жалуется на хозяйственные трудности: «Что касается доходных статей, сад, огород и др., то все получаемое идет в годовой запас монастыря, а для продажи на сторону ничего не остается. И несмотря на затрачиваемый труд, прежде всего земля, по своей малопроизводительности, весьма скудна. А если не сказать, что и совсем не оплачивает этот труд и почти каждый год приходится покупать хлеб и сена». Доходы монастыря складывались в основном, из частных пожертвований и прибыли от некоторых промыслов (один из самых доходных — предоставление подвод для крестьян из соседних деревень). На конец года в кассе монастыря оставалось наличными несколько десятков, в лучшем случае — 200-300 рублей.

Но монастырь потихоньку поднимался, расширяя свое хозяйство, и в 30-е годы при тех же небольших своих размерах, был уже я гораздо лучшем материальном положении.

Монастырь много внимания уделял воспитанию детей. При Линтуле был устроен детский приют для русских и финских детей, в котором обучали русской грамоте, арифметике, географии, истории. Уроки вел один учитель. В этом приюте воспитывался известный советский финский писатель Эльмар Грин. Он родился в Кивеннапа (пос. Первомайское) — это было большое село, административный центр Кивенаппской волости, в состав которой до 1904 года входил и Терийоки. В автобиографической повести «Жил-был Матти» Э.Грин с благодарностью вспоминает годы, проведенные в приюте. Он оставил и описание Линтульского монастыря. Вот какой, например, помнится ему церковь: «…большая была церковь. Помимо главного притвора, то есть центрального зала, тут были два боковых. И два клироса для певчих монахинь помещались по обе стороны от входа в алтарь, заслоненный сверкающим иконостасом. Все голоса были представлены на этих клиросах, даже самые низкие, несмотря на женский состав хора. И когда священник или дьякон, обратясь лицом к алтарю, громогласно провозглашал с амвона что-то не совсем нам понятное, хор отвечал на это всеми каскадами затаенных в нем певучих звуков…»

После получения Финляндией независимости положение православной церкви было сложным — до 1923 года она формально подчинялась патриарху Московскому и всея Руси, но поддержание связей с Советской Россией было практически невозможно, поэтому Финская православная церковь перешла в подчинение Константинопольского патриарха. В Финляндии в это время было два монастыря: Валаамский и Линтульский. Линтула, находящаяся недалеко от финско-советской границы, стала одним из мест, притягивавших русских, здесь часто находили временный или постоянный приют беженки из СССР. При монастыре было кладбище, на котором нашли свой покой последние русские (например, здесь была похоронена жена Юрия Репина, сына И. Е. Репина).

1939 год — трагический год для Финляндии. «Зимняя война» заставила покинуть родные места и финнов, и русских. Вынуждены были уйти и монашенки Линтупьского монастыря. Во время боевых действий в 1939, 1941 и 1944 годах монастырь сгорел. Э. Грин в составе советских войск воевавший в 1944 году на Карельском перешейке, свидетельствует, что к этому времени от Линтулы уцелело только одно двухэтажное деревянное здание с кельями наверху и с общей трапезной внизу. Останки этого здания сохранились и до наших дней. Все остальное исчезло.

Через несколько десятков лет здесь тоже будет замечательная березовая аллея…

Монастырь и сейчас существует в Финляндии — он находится недалеко от города Куопио. Игуменья, мать Антонина помнит еще старый Линтульский монастырь на Карельском перешейке. Линтула и сейчас небольшой монастырь, но материальное положение его довольно прочно. Линтула, например, снабжает свечами все православные храмы Финляндии. Сюда и сейчас приезжает на богомолье много верующих.

Часовня в Линтуловском монастыре

Православная церковь в Финляндии пользуется равными правами с лютеранской и имеет много приверженцев (в основном, это русские, но много и финнов). Всего здесь сейчас около 56 тысяч православных в 25 приходах.» источник:  terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=monastyr&lang=ru

Новый Валаам — Линтула