Как это было

На Лемане я второй раз — в 2017 выступала в номинации «Открытие». Скажу честно – эта номинация для новичков.
Ее может пройти каждый, кто захочет. Там нет каких-то супернагрузок.
Идешь не спеша, большие остановки на перекусах. Но идешь целый день, по 20-25 км в день. И к вечеру ноги гудят. Больше это похоже не на поход, а на прогулку, экскурсию.

Скорей всего, опять пойду.

По ходу дела наш гид Бертран что-то рассказывал нам на французском, а мы смотрели на Николая Шустрова, он переводил. Частенько и фотосессии устраивали. В общем, шли нога за ногу, никто нас не торопил. Но были и отрицательные моменты – иногда нам просто не доставалось еды, и мы на перекусах видели одни крошки. А вот чего точно там не было, так это драйва, азарта. Иногда мы сами заводились, но это так, не всерьез. А все остальное – как у всех.
Ночевки в спортзале на полу на матах, континентальный завтрак, вечеринка в третий день вместе с мэром, подъем в 5.30, общая разминка под музыку и старт в 8.00. Я с завистью посматривала на тех, кто выступал в номинации «Спорт», взвешивала их нагрузки, пыталась оценить себя в этой роли. Может поэтому в последний день я вопреки всем правилам оставила свою группу и пошла сама. Это, конечно, было рискованно, ведь идти надо было самой, без провожатых, и дорогу спросить некого. Но так хотелось, что я сорвалась и пошла. Несколько раз крутилась, чтобы найти метки, шла и по асфальту, и по лесным дорогам. Только бы не потерять метки! И дошла! Сорвала на финише кучу оваций. А потом 3.5 часа ждала своих. Наши пришли, как всегда: с песнями, с флагом, все вместе.
На финише Николай тогда у каждого брал интервью. Я сказала, что на следующий год пойду в спортивной группе. И вот он пришел этот год. Для себя я уже все решила. Участвую в номинации «Спорт». Немного страшновато. Тут еще французская сторона подкидывает сюрпризы: переход в другую группу из номинации «Спорт» недопустим. Значит, что бы ни случилось, надо идти до конца.
А кроме меня в номинации «Спорт» изъявили желание идти 4 человека из Нарьян-Мара. По именам: Марина, Людмила, Ольга и Маша. Они все лыжницы, мастера спорта.  Ну что, вперед, Россия!
Скорей всего, опять пойду.
День первый. 35.8 км. Наверно, он был самым трудным. Потому, что первый, потому, что горный. Перепад высот – 950 метров.
Вверх – вниз. Наши девчонки в лидерах, я – в серединке.  Вот лидеры не туда свернули, и сразу потеряли все преимущество, с таким трудом завоеванное. Потом, правда, наверстали. Через каждый час – стол перекуса: вода, кола, сок, дольки апельсина, мясная нарезка, сыр, курага, изюм. После 12 набежала тучка и нас накрыло дождем. Я залезла в какие-то колючки, выбралась оттуда, но с потерями: оцарапала ноги в кровь. На спуске поскользнулась, разбила локоть и заработала синяк на руке. Вот в таком виде я добралась до финиша. Из наших впереди только Маринка. Я – седьмая среди женщин. Там не было разбивки по возрастам, там был только абсолют.  Потом нас отвезли на ночлег в какой-то спортзал. Мы расположились наверху, забили место для наших и стали ждать. Как я и предполагала, наши появились где-то после 5 вечера. Обменялись впечатлениями. Кстати, наших в «открытии» опять вел Бертран. Он меня узнал, вспомнил, как я «усвистала» от них в последний день в прошлый раз. И предрек, что дальше я буду пятой, а в последний день – третьей.

День второй. 36.3 км. Хмурое утро. Моросит мелкий дождь. Сегодня у нас этап полегче: нет каких-то перепадов высот, в основном идем по набережной, по асфальту. Красивый получился этап – мимо памятника Фредди Меркури, Чарли Чаплину. Идется легко, размашисто. Бывает такие дни, когда все получается. Наши девчонки Марина и Маша, как всегда, ушли вперед. Я за ними не тянусь, дистанция долгая, еще успею достать. Потом начались виноградники и долгий тягун вверх. Добралась до самого верха, только потом поняла, что заблудилась, пропустила какой-то поворот. И вдруг увидела старые метки. Похоже, с прошлого года. Спускаюсь вниз в деревню, и вдруг внизу мелькнула Машкина спина.  Спасена! Дорога найдена. Я приклеилась за ней, и больше не отпускала. А вскоре и финиш! Я – шестая.

День третий. 38.3 км. Сегодня солнышко. Сначала идем вдоль озера, виллы, частный сектор, музей, опять виллы. Дорога несложная, но трасса размечена так плохо, что метки постоянно теряются из вида. Несколько раз теряли, потом находили. Метки в лесу – особый разговор. Однажды даже пришлось проползать под деревом. Жарко, пить хочется постоянно. Впереди меня из наших только Марина. Она сегодня в ударе. Похоже, ей удастся сегодня войти в тройку. Да, я же не сказала, каждый день на ужине было подведение итогов и награждение победителей. Первые три места у мужчин и первые три у женщин. Выигрывали почти одни и те же. А вот на третьем этапе Маринке удалось завоевать третье место. Должна я вам сказать, это очень почетно. А поздравлял ее сам мэр этого городка. В нашу честь там даже было что-то вроде аля-фуршет. С вином и легкой закуской. Я – шестая среди женщин. Но у меня потери – стерла ногу, мозоль. Это как приговор. Девчонки тоже постирали ноги. Весь вечер пытаемся их лечить. Организаторы дали нам врача, который обслуживал нас бесплатно, лечил наши мозоли все пять дней. Вот теперь и я ее пациент. А на ужине мы спели французам «Катюшу», они тоже ответили нам своей песней. В общем, ужин в стиле «мир-дружба».

День четвертый. 37.3 км. Сегодня мы придем в Женеву. И будем спать на настоящих кроватях, на белом белье. Погода хорошая. Солнце, но не жарко. Идем мимо полей для гольфа. Суббота, народ загорает на пляжах. Наши сегодня что-то не в форме. Одна Ольга чешет впереди. От нечего делать пытаюсь вспомнить песни Александра Городницкого, помогает идти. Догоняю Ольгу. А вот и парк, я его помню. А вот и здание ВТО. Поляна, финиш! Мне аплодирует народ. Сегодня я — пятая. Хороший результат. А на ноги страшно смотреть. Дотащились до хостела, подлечила ноги, поужинали и спать. Все, завтра – последний этап. Это надо выдержать.
Скорей всего, опять пойду.

День пятый. 46 км. Встаем на час раньше. В 5 утра. Все сдвинулось на час. Старт в 7 утра на набережной Женевы. Смотрим погоду – дождь. В столовой нас пропускают вперед по просьбе главного судьи. Мы быстренько запихиваем завтрак в себя и выходим на старт. Идем, как на Голгофу. В голове одно – дойти. Стоим под деревом, а дождь все сильнее. И вот пошел обратный отчет. Старт! Идем по набережной Женевы. На улице никого, таких, как мы, еще поискать. Сначала держимся плотной группой, потом эта группа начинает растягиваться. В группе лидеров Ольга. Молодец, а всю ночь стонала, что не пойдет! Я потихоньку отстаю, мне надо выбрать свой темп. Итак, я иду четвертая. Ноги вроде держат, а чтобы меньше болели, стараюсь идти в одном темпе, поразмашистей. Этот этап самый коварный. Там много мест, где можно заблудиться, поэтому иду строго по меткам. Как та собака, уши по земле и побежала. Именно по этой дороге я шла год назад. Что-то начинаю вспоминать. Вот замок, а вот ферма, а здесь пляж, надо наискосок. Группы «открытие» обогнали нас на автобусе, поэтому они должны быть впереди.  Наконец-то нагоняю своих. Они приветствуют меня радостным воплем. Татьяна на ходу пытается меня снять на видео. Кричит, что я третья. А как же Ольга! Опять заблудилась? Очень может быть. Потом встречаю еще одну группу «Открытие». Они тоже кричат что-то подбадривающее. И тут я ошибаюсь, проскакиваю поворот, возвращаюсь, нахожу. Теряю время. Неожиданно из-за поворота выскакивают двое: это Валери (Швейцария) с попутчиком. А она ходит очень здорово. Значит, мои шансы на 3 место падают.  Ну все, не видать мне победы! А до финиша еще где-то 10 км. Вот так мы и шли эти последние км, они мне наступали на пятки, а я пыталась от них уйти. И все-таки ушла! Финиш! Победа! После финиша первым делом ищу нашего врача. Ноги просто горят. Но это уже неважно. Встречаю наших. Ольга все-таки заблудилась. Ее потом по GPS искали. В этом году нам всем, кто шел «Спорт», дали GPS. И там была кнопка SOS, на крайний случай. Можно было отследить, если потерялся.

Вот и закончились эти соревнования. Трудная была гонка.  Спросите, и зачем все это? Может, испытать себя, на что ты еще способен. И дело вовсе не в занятых местах, хотя быть в тройке – это почетно. А как встречали нас на финише! Все ходят, улыбаются, поздравляют. И судьи, и участники. Кстати, я пыталась оценить возраст участников. В основном – это люди после 40. И много участвует мужчин. Молодежи почти нет. Детей совсем нет. В прошлый раз нас было меньше, около 200 человек, а в этом году – где-то 300 набралось. Спортивная группа 22 женщины, 18 мужчин. Я думаю, эти соревнования имеют будущее.  Вот подлечу свои ножки, и задумаюсь о следующем старте на Лемане.

22.05.2018                                                                                               Наумова Л.П.