Родниковый край , с марийского: памаш

Родни́к, исто́чник, ключ (с марийского: памаш)
— естественный выход подземных вод
на земную поверхность на суше
или под водой (подводный источник).

Очередная выездная воскресная поездка клуба выходного дня оказалась очень насыщенной информационно, энергетически и эмоционально благодаря экскурсионному туру, который проводит замечательный краевед и знаток марийской культуры Старикова Ираида Александровна, уроженка деревни Визимбирь. Экскурсия была посвящена родникам и источникам Вятского увала, расположенного на самой насыщенной ключами территории Сернурского, Куженерского, Ново-Торъяльского и Параньгинского районов.

Мы посетили 9 из 800 родников (число их неточно), протекающих на территории Марий Эл. Из них оборудовано и облагорожено почти 450 родников и ключей в результате проведённого в Республике конкурса «Памаш шинча» («Источник») в целях возрождения древнемарийской традиции ежегодного очищения родников и распространения идеи заботливого отношения к чистоте воды. Часть родников освящена по чину Православной церкви, а у некоторых родников исполняются марийские языческие моления и ритуалы.

Издревле марийцы обращались к воде, как к живому существу, как к Великой Силе. Придя за водой к роднику или колодцу, произносили следующие слова: «Вӱд Ава, мый тыйын яндар вӱдетлан толынам. Сай, таза лиеяш вӱдетым пу» («Мать Воды, я пришёл за твоей чистой водой. Дай мне её для здоровья») и не забывали поблагодарить за живительную воду. У источника принято сначала вымыть руки, затем лицо и потом испить воду.

Марийцы полагают: с какими словами, с каким настроением берёшь воду, так это на тебе и скажется. Поэтому не разрешается у источника ругаться, громко говорить, плеваться. Так, замечено, что Никольский родник около деревни Мари-ушем пропадает на несколько дней, если люди в том месте себя плохо ведут (матерятся, пьянствуют и т.д.).  Вокруг источника нельзя рубить деревья, ничего  нельзя бросать в воду – она священна!

Родниковую воду пьют, используют для приготовления чая и пищи. При недомогании умывают больного, прикладывают примочки. Применяют и ил со дна родника в виде компрессов. Обычно эти процедуры сопровождаются словесными обращениями к Духу Воды.

Отношение к воде и водным источникам у народа мари изначально уважительное. Особая забота проявляется  к сохранению чистоты воды. Строго следят за тем, чтобы грязную мыльную воду при стирке не выливали в источник, не разрешается у источника справлять нужду.

Каждую весну всей деревенской общиной раньше выходили чистить и облагораживать источники. Марийцы знали, что застойная вода не несёт в себе такой энергии, как текучая вода. Поэтому почитали силу движущейся в источнике или реке воды.

В Марийском крае множество  минеральных родников, при этом их состав очень уникален и разнообразен: кальций, магний и  даже серебро! Вода в них обладает лечебными свойствами. Так, посещённый нами источник в деревне Кугенер Советского района, считается глазным источником, а также его вода помогает от кожных болезней, как и минеральный источник у деревни Фомичи. Источник Вий памаш (Родник силы) около д. Токтар-Сола полезен при болезнях почек и при общей слабости, малокровии, неврозах.
Автор: Татьяна Баранова

По энергетике родники условно марийские родники можно разделить на четыре группы: чудотворные; положительные; нейтральные (обычные источники); отрицательные (чёрные).

Из чудотворных источников в республике (где официально зафиксированы случаи исцеления больных людей) мы побывали у Мироносицкого источника в селе Ежово. Это был отправной пункт нашего маршрута.  К чудотворным также относятся: Богородичный источник в селе Шабаши; Источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши; Источник св. Пантелеймона в Бахтино; Источник святителя Николая у деревни Корта; Петьяльские чудотворные источники; Ший памаш – серебряный родник (Поклонная гора).

Мы посетили и Источники с положительной энергетикой. Вода их целебна и полезна, места около источников благодатны, здесь можно отдохнуть душою и телом.  В центре посёлка Куженер находится Источник святого великомученика Пантелеимона Целителя, а на Каменной горе в Куженерском районе прекрасно обустроен родник для отдыха туристов. По склонам этой горы по прошлись с палочками, отрабатывая технику спуска и подъёма, не забывая восхищаться пейзажами Марийской Швейцарии.

Завершалось наше знакомство с родниками в деревне Визимьбирь и её окрестностях, где находится большой комплекс родников, называемый у местных жителей: «родниковый овраг» («памаш корем»). Эта деревня стала в последние годы настоящей «меккой» внутренненго туризма, где можно воочию увидеть и оценить гостеприимство, любовь к родной земле жителей этой деревни, их уважение к древним традициям своего народа, почитающего Воду.

Округу  он,  питая,  жизнь  дарует

Какой-нибудь  речушке  небольшой.

А  та  спешит-бежит  к  реке  пошире.

Река  в  реку,  в  озёра  и  в  моря…

И  вот  уже  водою  родниковой,

Живой  водой  блестит  планета  вся.

Журчит  родник,  щебечут  звонко  птицы,

Цветут  цветы,  течёт-поёт  ручей.

Родник  легко  обидеть,  он  ранимый,

Он  всем  принадлежит  и  он  ничей.

Храни  родник,  как  жизнь,  как  божий  дар!

Не  сотвори  вовек  ему  плохого!

Журчит  родник…  И  сердце  расцветёт,

Как  от  приветно  сказанного  слова…