Было так здорово, что не хотелось уезжать. Не нагулялись, не насмотрелись, не надышались.Юринский район – самый неблизкий. От Йошкар-Олы до Юрино – 220 километров. Дорога туда заняла три с половиной часа. Не пешком, конечно, на транспорте.

В этот раз нас было много – 43 человека. Все, как один, с палочками. Наши палочки – в путь зазывалочки.
Лето – самый походный период.
В Юрино мы хотели совместить поход по набережной и прогулку по великолепному сосновому бору с экскурсией в Шереметевский замок.
Погода не обещала быть хорошей – предполагалась сплошная облачность и дождь.
Утро было хмурым, но сверху не капало.
Только отъехали, и небо как прорвало.
Прорвало и нашу весёлость.
Началось всё с показа дождевиков. Дождевики доставались из рюкзаков и пускались по рядам — оценивалась модель, цвет, практичность, застежки, размер в сложенном виде и прочее.
Задумали провести дефиле на юринской набережной.
Всю дорогу пели, хохотали, угощались черешней, говорили обо всем и ни о чем  ..… приехали!

Уютно-тихий поселок Юрино покорил сразу – базарная площадь, преимущественно деревянные дома. Скромность, простота и … за́мок.
Замок в российской глубинке? Удивительно! Но вот он, стоит!
Прекрасный и строгий, как его история.

Юрино как место обитания человека возникло в далекой древности. Первоначально селился тут народ, гонимый нуждой и горем. От берегов Волги Юрино надежно укрывали вековые дубравы. Места были богаты на рыбу, зверя, птицу, грибы, но бездорожные.
Позже село Юрино принадлежало одному из монастырей. А уже потом сменяло хозяев, пока в 1812 году его не купил богатейший помещик Нижегородской губернии Василий Сергеевич Шереметев.
Василий Сергеевич Шереметев — потомок именитых российских бояр (одиннадцатое колено). Он приходился внучатым племянником фельдмаршалу Шереметеву Борису Петровичу, которому Петр Великий первым в России пожаловал за службу титул графа.

Василий Сергеевич Шереметев был деятельным и практичным, поэтому решил создать в Юрино крупное хозяйство. В то время основное внимание уделялось развитию производства, усадебного хозяйства. Шереметев в Юрино постоянно не проживал и не видел необходимости в строительстве большого дома. Но уже тогда были очерчены пределы будущей усадьбы. Сюда включалось около 60 гектаров плодородной земли с великолепным парком.
После смерти Василия Сергеевича в 1831 году дело перешло к его сыну — Сергею Васильевичу Шереметеву — самодуру и жестокому крепостнику. Хлебнули лиха тогда крепостные крестьяне в Юрино!
Показательно то, что принимая посетителей из крестьян, он сидел к ним спиной и смотрел на них, глядя в зеркало, чтобы не чувствовать их «гнилостное дыхание», тем самым показывая особое пренебрежение. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не был в то время Нижегородским губернатором А.Н.Муравьев — убежденный правозащитник, который добился того, чтобы Шереметева отстранили от управления крепостными, а вотчины были переданы опекунскому совету. Сергей Шереметев уехал за границу и вскоре умер. Все Шереметевские вотчины после его смерти перешли к сыну его брата, гвардии поручику Василию Петровичу Шереметеву.
Так в 1866 году началась долгая история строительства замка.
Василий Петрович Шереметев был женат на Ольге Дмитриевне Скобелевой, сестре генерала Скобелева — героя Балканской войны. Василий Петрович и Ольга Дмитриевна посвятили всю свою жизнь обустройству «дворянского гнезда» — уникального для России усадебно-замкового комплекса.
Для строительства замка приглашались известные архитекторы, завозились дорогостоящие строительные материалы из-за границы. Много лет подряд шли непрерывные работы.
Шереметевы не жили постоянно в замке, а когда вновь приезжали, находили устаревшие детали, и снова велись работы по реконструкции. Словом, замок всегда находился в состоянии ремонта. Местные крестьяне подсмеивались, что строительство замка никогда не кончится: помещик постоянно что-то переделывает и перестраивает, но потом опять находит все недостаточно хорошим.
В этот период, кроме строительства замка, была возведена кирпичная крепостная стена и прочие дворовые постройки.

 Автор: Николаева Татьяна