Мой город — Архангельск!

Архангельск — город на севере европейской части России, административный центр Архангельской области. Расположен в дельте реки Северная Двина в 40-45 км от места её впадения в Белое море.

Население — 348,4 тыс. чел. (50-е место по численности населения в России). Мужчин: 45,0 %, женщин: 55,0 %.

Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га (294,42 км²)[5], также в городе находится административный центр другогомуниципального образования области — Приморского муниципального района.

Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.

Архангельск носит почётное звание Города воинской славы. Также город награждён орденом Ленина.

Основание города

Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом местеМихайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие.

 

1553 год. Корабль капитана Ченслора «Эдуард Бонавентура» огибает мысНордкап

 

Стелла на мысе Пур-Наволок, отмечающая место основания города

В 1553 году английский моряк Ричард Ченслер прибыл по Белому морю до Николо-корельского монастыря (о. Ягры, Северодвинск). С этого времени бурно развивается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Центром торговли ещё до прибытия англичанина были Холмогоры, но из-за мелководья Северной Двины для морских судов, центр стал терять свое значение международной торговли. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранныефактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды иМосквы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. В связи с угрозой нападения Швеции Иван IV Грозный принимает решение об экстренных мерах по обороне Поморья. 4 марта 1583 года он подписывает указ, предписывавший московским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на мысе Пур-Наволок крепость: «…город делать на том месте и по той мере, по росписи и чертежу, какову есть роспись и чертеж к вам прислали, наспех, теми посошными людьми, которую посоху к тому городовому делу есмя указали…».

 

«Архангел Михаил с видом города Архангельска», Икона 1741 г.

В 1584, который и считается годом основания города,воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря»[9]:острог с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окружённый рвом с тыном в нём и надолбами перед ним. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под её стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев . В 1587 г. сюда же были принудительно переселены 130 семей «из Двинских посадов и волостей», образовавших Новохолмогорский посад. 26 марта 1596 г. новый город на Двине впервые был назван Архангельским городом (по находившемуся в нём монастырю), а с 1 августа 1613 г. это название было утверждено в связи с официальным установлением административной самостоятельности, независимости от Холмогор города Архангельска.

Город в XVII веке и в эпоху Петра Великого

С конца 80-х XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек (раскатами). Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII века традиционную структуру того древнерусского города, каким Архангельск был в течение первого столетия своего существования. Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — ещё ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформатской церквей. К концу XVII века и в последующее столетие город продолжал расти вдоль Двины. Таким сложился Архангельск к эпохе Пётра I.

Вид Гостиного двора в 1687 году. Гравюра
Вид Гостиного двора в 1687 году. Гравюра
 

Старый деревянный дом в центре города

Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск 28 июля 1693 года, в пятницу [10]. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи [11]. С середины XVII века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов. 18 сентября 1693 года Петр I собственноручно заложил здесь торговый морской корабль «Св. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Пётр совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.

 

План новодвинской крепости

В третий раз Пётр I приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии. Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений. 6 августа царь во главе эскадры отбыл к Соловецким островам, а затем к пристани деревни Нюхча. Отсюда гвардейцы вместе с Петром начали легендарный переход кОнежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой». Поход окончился взятиемНотебурга (Орешка). Домик Петра в 1877 году был перевезен с Маркова острова в Архангельск, а в 1934 году — в село Коломенское, где находится и поныне.

В 1708 году в числе 8 губерний Российской империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором назначен двинской воевода П. А. Голицын. Начиная с 1713 годацарь Пётр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Пётр издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Число кораблей, приходивших в Архангельск, резко сократилось. Если в 1715 году в порт пришло 230 судов, то в 1724 — уже 19.

1725—1917

 

Герб (1781)

В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, все же сохранив более высокую торговую пошлину, но город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемойконтинентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М. П. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении.

 

План Архангельска, 1890 г.

 

Вид на Архангельск с Северной Двины в 1900 г.

 

Набережная Архангельска. 1912 г.

В мае 1869 года указом императора Александра Николаевича архангельским губернатором был назначенКачалов Николай Александрович. Но прежде чем отправиться к месту нового назначений Н. А. Качалов сопровождал, по желанию Наследника Цесаревича, Его Высочество в поездке Его с Цесаревною и с Великим Князем Алексеем Александровичем, через Москву, Нижний Новгород, Царицын и Донскую область в Крым. Царь дал ему поручение — обратить особенное внимание на экономическое положение Архангельского края и представить свои соображения о местных нуждах. В Архангельск Н. А. Качалов прибыл осенью 1869 года и всю зиму посвятил объездам и изучению своей губернии; в феврале 1870 года он был в Петербурге и лично представил Государю доклад, удостоившийся полного одобрения. Н. А. Качалов до смерти состоял членом совета министра финансов и в1885 году был назначен председателем комиссии для выработки плана развития Архангельской губернии. К заслугам Качалова можно отнести формирование первого морского пароходства.

В конце XIX — начале XX века Архангельск превратился в крупнейшийлесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства поСеверному морскому пути. От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова. В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.

[править]1917 — настоящее время

Во время интервенции в 1918-19 был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. В это время Архангельск стал столицей Северной области. Освобождён в 1920 году частями Красной Армии. В годыВеликой Отечественной войны в город прибывали северные конвои и привозили грузы в рамках ленд-лиза. С основанием в 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманск, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные мощности, Архангельск как порт потерял своё значение.

В двухтысячных годах в Архангельске строились дороги, построена новая дорога от автовокзала, выходящая прямо на пр. Обводный канал, введены в эксплуатацию множество жилых домов, появилась отремонтированная пешеходная улица — Проспект Чумбарова-Лучинского. Принят план развития города до 2020 года, который предусматривает возрождение трамвайного и троллейбусного движения, а также развитие нового Завокзального района. Запланировано строительство железной дороги до Перми — «Белкомур», часть дороги до Карпогор уже существует, дальнейшее строительство «Белкомура» отложено до 2020 года в связи экономическими трудностями. Планируется ввести новый глубоководный порт в Бакарице, ведутся работы по его строительству. В 2009 году открылся отреставрированный Театр драмы. В октябре этого же года принят закон о созданииСеверного федерального университета на базе АГТУ. Архангельск должен стать центром освоения Арктики.

Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова

Почётные звания и награды

 

Президент России Д. А. Медведев вручает мэру АрхангельскаВ. Н. Павленко грамоту о присвоении почётного звания «Город воинской славы»

10 мая 1984 года город Архангельск был награжден орденом Ленина. В Указе Президиума Верховного Совета СССР отмечено, что этой награды город удостоен «за большой вклад в развитие морского флота, освоение северных районов страны, заслуги трудящихся города в Великой Отечественной войны, успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 400-летием со времени основания». Также за «заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского флота в годы войны» Архангельский морской торговый порт 4 мая 1985 года был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

5 декабря 2009 года Президент России подписал указ о присвоении городу Архангельску почётного звания Город воинской славы[12]. Принимали почётную грамоту мэр г. Архангельска Виктор Николаевич Павленко, председатель Клуба кавалеров Ордена Славы Архангельской области С.Несмелов и член военно-патриотического объединения МОУ СОШ № 55 Илья Дмитриевич Вашута.

Источник